ИКАО НАДЕЕТСЯ УЖЕСТОЧИТЬ ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ ПОЖАРООПАСНЫХ ЛИТИЕВО-ИОННЫХ БАТАРЕЕК

 

Страны — члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) совместно с экспертами по авиационной безопасности предпримут попытку законодательно ужесточить правила транспортировки литиевых батареек, которые ежегодно миллиардами перевозят самолеты по всему миру.

 

В настоящее время рекомендации, предложенные специалистами, рассматривает Комиссия по опасным грузам численностью двадцать человек. В случае принятия поправок технология упаковки и перевозки батареек претерпит значительные изменения.

 

Предложения включают прямой запрет на перевозку литиево-ионных батареек пассажирскими рейсами вплоть до серьезного усовершенствования имеющейся упаковки, а также требование к авиакомпаниям производить оценку рисков перед транспортировкой батареек.

 

Среди других выдвигаемых новшеств снижение допустимого уровня заряда и ликвидация законодательной лазейки, которая позволяет провозить неограниченное число маленьких батареек навалом без стандартного уведомления авиакомпании о наличии опасных веществ.

 

Комиссия собирается три раза каждые два года, при этом финальная встреча пройдет в октябре. Тогда и будет принят новый технический регламент перевозки, вступающий в силу с января 2017.

Необходимость законодательных изменений назрела. Это продемонстрировали, по крайней мере, два случая гибели воздушных судов, связанные с перевозкой батареек «балком»: рейс UPS DC-8 в Филадельфии (США) в 2006 г. и UPS Боинг 747-400 в Дубае в сентябре 2010 г. Кроме того, серьезность проблемы подтверждают результаты все новых испытаний батареек, осуществляемые Федеральным управлением гражданской авиации США на базе Технического центра в международном аэропорту Атлантик Сити.

Исследования показали, что пожар в грузовом отсеке, наполненном литиево-металлическими аккумуляторами — неперезарядными батарейками, используемыми в фотоаппаратах, часах и другой электронике, — не может быть устранено галоидированным огнетушительным средством, применяемым в карго отсеке. При возгорании литиево-ионных батареек стандартное средство подавления огня «эффективно незначительно».

 

Ситуация усугубляется в случае перевозки батареек грузовыми самолетами с грузовыми отсеками на основной палубе «класса Е», где средства активного подавления огня вовсе отсутствует.

 

В типичном сценарии сбойной ситуации искрой, из которой возгорится пламя, служит т.н. «тепловое убегание» одной ячейки вследствие повреждения, перегрева, перезарядки, недозарядки или других факторов. Стоит излиться одной клетке, что сопровождается выбросом огнеопасных электролитов, при температуре выше 590 C, как соседние ячейки тоже приходят в движение, и упаковка, — как правило, обыкновенная картонная коробка — оказывается охваченной пламенем.

 

Существующая лазейка в законодательстве позволяет провозить навалом неограниченное число клеток / батареек в маленьких упаковках без уведомления. Федеральное агентство гражданской авиации США проводило свои испытания на примере грузов, содержавших до 5000 литиево-ионных ячеек (и 4800 литиево-металлических). В реальной жизни современное авиакарго может объединять 50 тысяч клеток и больше.
Компания Doortodoor, которая осуществляет перевозку грузов из Китая, многие из которых содержат разные виды аккумуляторов, держит руку на пульсе законодательных изменений в отрасли.